После насыщенного трудового дня вы заслуженно отдыхаете. Для полного комфорта и умиротворения рекомендуем обзавестись креслом-качалкой. Покупать не нужно, мы предлагаем подробную инструкцию по изготовлению и сборке деталей удобного и лёгкого кресла из обычной фанеры.

  • Лыжи и основание кресла
  • Зачем избегать крупных деталей
  • Удобное сиденье с подлокотниками
  • Сборка кресла, методы соединения
  • Нашиваем сиденье

Лыжи и основание кресла

Главная изюминка качалки — оптимально подобранная форма лыж с постоянным радиусом, чтобы кресло занимало естественное положение под нагрузкой человеческого тела, не опрокидывалось и при этом оставалось достаточно компактным. Мы предлагаем сделать его по весьма технологичной схеме с возможностью регулировки.

Детали для левой и правой части кресла вырезаются и обрабатываются парно, что гарантирует полную идентичность формы. Прежде чем приступить к нарезке, изготовьте картонные шаблоны и лекала, по которым будете вести разметку заготовок. Это не только упростит процесс и даст визуальное представление о дизайне изделия, но и позволит делить крупные элементы на несколько мелких деталей, сохраняя плавность сопряжений.

Для получения оптимального радиуса скругления нам потребуется дуга, а точнее, шестая часть окружности радиусом 1,5–2 метра, в зависимости от желаемых размеров. Строим равносторонний треугольник с указанной длиной стороны, а затем карандашом на шнурке соединяем дугой две его вершины, принимая за центр третью. Отступаем внутрь сектора четвертую часть радиуса и проводим еще одну дугу.

Полученная деталь есть ни что иное как форма лыж, но пока они выглядят слишком топорно и громоздко. Поскольку массивной эта деталь быть не обязана, на верхних углах откладываем циркулем скруглённые вырезы и такой же вырез размечаем по центру. Лыжи, как и любую крупную деталь кресла, вы можете облегчить перфорацией или вырезами, но сохраняйте целиковые части не менее 60–80 мм, а в местах соединений — 100 мм.

Для лыж необходимо также изготовить небольшой добор — планку в задней части, ограничивающую завал кресла назад.

Зачем избегать крупных деталей

В типичных проектах качалок из фанеры боковые элементы выполнены цельными. Такой подход не только расточителен, но и вреден для эргономики. Разделив детали на ряд более мелких, вы получаете возможность отрегулировать кресло в процессе сборки. Также наличие соединений сделает кресло более пружинящим и приятно скрипучим, в то время как цельная основа передаст сидящему все дефекты пола в подробностях.

Читайте также  Мини-дом на колёсах Acorn с панорамными окнами

Рекомендуется использовать фанеру небольшой толщины. Несколько (5–6) деталей толщиной 8–9 мм складываются на манер цепи Галля и соединяются лемешными болтами, так достигается высокая прочность и сохраняется упругость. В целом, помимо самой лыжи, в основу кресла входят еще три детали.

Ложе сиденья — деталь Г-образной формы шириной в половину радиуса скругления (70–80 см) и высотой примерно в его четверть (40–50 см). Верхняя грань имеет изгиб, определяющий форму сиденья, скругление нижнего выступа сопряжено с радиусом лыжи.

Спинка — планка длиной 80–100 см и шириной в 12–15 см. Изгиб на боковой грани определяет форму поверхности спинки: в районе поясницы сиденье должно иметь небольшую выемку. Также, поскольку прямое положение шеи нельзя назвать комфортным, спинка должна иметь плавный поворот, начинающийся в 50–60 см от сиденья. Отгибать край или заворачивать его вовнутрь — дело исключительно вашего предпочтения.

Амортизатор — деталь произвольной формы, ее удобно изготавливать из обрезков. Главная задача — соединить спинку и лыжу, то есть длина планки около 35–40 см. Помните однако, что амортизатор в форме полумесяца сделает кресло более мягким.

При изготовлении шаблонов раскладывайте их на столе в форме готовой конструкции, подгоняйте форму сопряжений и обеспечьте достаточную ширину пересекающихся участков — 100–150 мм. Обратите внимание, что в деталях при их изготовлении сверлится лишь по одному отверстию на каждый узел крепления. В местах, где требуется парное соединение, второе отверстие сверлится после предварительной сборки и регулировки кресла, затем вставляется второй болт для окончательной фиксации. Но вернёмся к изготовлению деталей.

Удобное сиденье с подлокотниками

Во втором варианте сборки предлагается более эргономичная конструкция с возможностью регулировки не только угла наклона спинки, но также «провала» сиденья и его общего наклона. Здесь очень важный момент: составляя схему кресла, учитывайте порядок складывания деталей, иначе получится перехлёст. Например, в обоих предложенных конструкциях количество деталей нечётное, условно внешних на одну больше, чем внутренних.

Осталось упомянуть ещё о двух небольших деталях, формирующих подлокотник. К условно внутренней детали, служащей продолжением лыжи, крепится внешняя скоба. Она служит переходным элементом, предупреждающим неправильный порядок сборки. Вторая деталь — непосредственно подлокотник. Верхняя его грань абсолютно плоская, это сделано для плотного закрепления горизонтальной дощечки.

Читайте также  Как можно использовать древесную золу

Осталось определиться с количеством изготавливаемых деталей. В целом каждая половинка кресла представляет собой «сэндвич» из 5 деталей, сложенных в разном порядке. Функциональные части кресла — лыжа, сиденье и спинка — собираются из трех деталей. Условно внутренние детали, такие как амортизатор и подлокотник, изготавливаются по две для каждой половинки, то есть по четыре на кресло.

Пример раскроя листа: 1 — спинка; 2 — добор лыжи; 3 — амортизатор; 4 — лыжа; 5 — скоба подлокотника; 6 — подлокотник; 7 — ложе сиденья

После выпиливания стопки деталей они разбираются, и каждая очищается от сколов и неровностей наждачной шкуркой. Из обрезков полезно вырезать шайбы диаметром 60–100 мм, чтобы с их помощью сделать вкладыши-заполнители для длинных деталей и логично завершить выступающие детали кресла — спинку и ограничитель завала.

Сборка кресла, методы соединения

Первым делом соберите лыжу с передней и задней внутренними деталями. Лемешный болт заводите с наружной части, изнутри слегка стяните детали под шайбу гайкой с пластиковым гровером. После прокатите лыжей по ровной поверхности, чтобы выровнять сопряжения деталей, либо уберите грубые неровности рубанком. Затяните болты, просверлите дополнительные отверстия и окончательно скрепите опору кресла.

Положите заготовку кресла на бок и прикрепите к ней амортизатор без затяжки. Соберите также детали спинки и сиденья. Придайте креслу форму «на глаз» и затяните болты. Собрав первую половинку, обведите её на листе фанеры и по полученному лекалу соберите вторую, болты нужно затягивать в половину силы до устранения подвижности соединений.

Для скрепления половинок кресла заготовьте нужное количество перекладин — отрезков бруска 40х40 с фаской на гранях или кругляка диаметром 40 мм. Длина перекладин 50–55 см, но учтите, что при соединении на условно внутренних элементах надо давать припуск на толщину фанеры. По центру торцов изготовьте отверстия и закрутите футорки под болт М8.

При соединении заполняйте промежутки между слоями вкладышами из фанеры. На сиденье и спинку набейте 5–6 тонких реек, чтобы получить готовый прототип кресла. Опробуйте его на предмет удобства и эргономики, отрегулируйте, отпуская болты на соединениях. После получения нужной формы затяните болты, чтобы шляпки и шайбы впились в фанеру на 1 мм, просверлите дополнительные отверстия и выполните окончательное скрепление.

Читайте также  Сколько стоит: как составить смету на ремонт квартиры

Нашиваем сиденье

Приготовьте полосу из 5 мм фанеры шириной 50–55 см. Отмерьте ниткой общую длину сиденья и спинки, перенесите размер на заготовку. Таким же образом отмерьте и разметьте вырезы под детали подлокотника. Вырежьте карманы на краях детали, затем коронкой на 45 мм изготовьте в шахматном порядке отверстия по всей поверхности детали с отступом между ними около 150–180 мм.

Положите деталь на расстеленную мокрую ветошь и накройте вторым слоем ткани. Сверху уложите ещё одну такую же деталь, но уже из 3 мм фанеры и без отверстий, но с вырезами под подлокотники. Накройте мокрой тканью и оставьте так на сутки, периодически воду можно добавлять.

На следующий день возьмите деталь из тонкой фанеры, заведите её в ниши подлокотников и прикрутите в торец фанерных боковин саморезами. Крепите к тем слоям фанеры, что расположены ближе к центральной части кресла. Прикручивать тонкую фанеру начинайте от спинки кресла, постепенно продвигаясь к его передней части и придавая нужную форму. Затем таким же образом заведите и закрепите перфорированную деталь из толстой фанеры. После высыхания кресло будет практически готово.

Вам остаётся только хорошо просушить фанеру, а затем пройтись мелкой шкуркой по всем видимым деталям и осветлить текстуру дерева. Кресло после этого покрывается двумя-тремя слоями яхтного полиуретанового лака. Что касается сиденья, то вы можете даже сделать его мягким, набив каретную стяжку по нашей инструкции.