Секционные ворота считаются наиболее удобными, компактными и безопасными. Однако самостоятельная сборка достаточно сложного механизма без соответствующей подготовки может быть очень сложной. Мы поможем вам найти ответы на большинство вопросов по установке секционных ворот для гаража своими руками.

  • Комплект поставки ворот
  • Сборка и установка рамы
  • Монтаж системы направляющих
  • Устройство приводного механизма
  • Навеска полотна
  • Завершение монтажа

Комплект поставки ворот

У большинства производителей есть отличия лишь в исполнении отдельных конструкционных узлов. Общий же принцип работы, равно как и схема монтажа, у ворот разных марок схожи.

Каждая из моделей ворот имеет подробную инструкцию по монтажу с пояснительными иллюстрациями и примерно следующий комплект поставки:

  • Секции — тонкие структурно изолированные сэндвич-панели. Их число зависит от высоты проёма.
  • Две пары прямых направляющих. Одни служат вертикальными стойками проёма, другие крепятся горизонтально под потолком и служат для поддержания ворот в открытом состоянии.
  • Пара направляющих дуг. Если выбран вертикальный способ установки, они могут отсутствовать.
  • Ригель и соединительные профили, которыми оформляют горизонтальные части проёма и укрепляют поддерживающие направляющие.
  • Торсионный пружинный вал или пружины растяжения — приспособление, поддерживающее ворота в полуоткрытом состоянии и облегчающее перемещение полотна.
  • Набор крепёжных кронштейнов — здесь всё для надёжного монтажа направляющих в проёме.
  • Вспомогательные детали — ролики, растяжки, трос, элементы управления.
  • Защитные и декоративные кожухи.
  • Набор уплотнителей.
  • 1 — секции; 2 — кронштейны; 3 — вертикальная направляющая; 4 — направляющая дуга; 5 — ролики; 6 — барабан; 7 — торсионный вал; 8 — горизонтальная направляющая; 9 — электрический привод

    Сборка и установка рамы

    Размеры проёма замеряются в трёх точках по высоте и по ширине по краям и в середине. В качестве результирующих габаритов по ширине берётся максимально полученное значение, а по высоте — минимальное.

    На полу гаража раскладываем параллельно два направляющих профиля. Скрепляем их между собой С-профилем с нижней стороны, с верхней — ригельным профилем. Внутренний размер рамки должен быть равным размерам проёма.

    Читайте также  Детская мебель своими руками: деревянный столик

    Если по инструкции предполагается соединение хомутами или кронштейнами, профили подрезают вплотную под прямым углом, как если бы собиралась рамка из профильной трубы. Достаточно часто соединительные профили имеют перфорацию и рассчитаны на скрепление прижимными ответными планками. В этом случае перекладину и направляющие подрезают с образованием небольшого «язычка» для болтового соединения деталей.

    Перед началом сборки рамки не забудьте надеть на кромки направляющих уплотнители и подрезать их в местах соединения.

    Проём перед установкой следует подготовить. Поскольку секционные ворота имеют независимый монтаж, их лучше устанавливать после финишной отделки. Желательно, чтобы проём гаража из СИП-панелей или каркасных конструкций был укреплён стальным уголком для надёжного закрепления. В каменных строениях желательно оштукатурить торцы, выдерживая рекомендуемые установочные размеры.

    Собранную рамку необходимо выставить, соблюдая уровни. По полу желательно заранее уложить опорную планку, например, С-профиль из комплекта и выставить его в горизонтальной плоскости, перенести соответствующие метки на проём. Нижние торцы рамы выставляются по этим меткам. Далее рама прикладывается и выставляется строго вертикально по отвесу или перпендикулярно плоскости пола. После выравнивания рамка фиксируется крепежом, соответствующим материалу стен.

    Монтаж системы направляющих

    Вертикальные направляющие могут крепиться к стенам посредством прямого монтажа или с помощью штатных кронштейнов. Предпочтительны регулируемые методы крепления: анкерные болты, нагели и саморезы со сверлящей головкой. Сперва рамка просто фиксируется в проёме, затем проводится проверка корректности установки, и только после этого следует окончательная затяжка крепежа.

    Следующий этап — временное закрепление дуговых направляющих, если был выбран горизонтальный способ монтажа. Они соединяются с вертикальными стойками с помощью болтов, возможно также наличие ответных и прижимных планок или шайб специальной формы. В большинстве случаев прямая направляющая вставляется в дуговую, возможно их даже не придётся скреплять, если на заводе была выполнена предварительная сборка.

    Горизонтальные направляющие для секций вставляются в угловые и соединяются с ними. Иногда, чтобы снизить габариты упаковки, вертикальные направляющие делят пополам даже при вертикальном монтаже. В таком случае элементы соединяются друг с другом посредством специального прямого коннектора. При соединении направляющих важно контролировать, чтобы в местах стыковки с угловым профилем не образовывалось порожков или провалов между полками профиля, что могло бы привести к заклиниванию роликов. Обычно такое случается, если дальний край горизонтальных направляющих завален.

    Читайте также  Как сделать авторскую мебель из фанеры своими руками

    На ослабленном болтовом соединении горизонтальные профили поддерживаются С-профилем, пока ведётся перенос соединительного профиля с нижней части ворот в самый конец направляющих реек. Далее необходимо устранить перекос, выровняв диагонали прямоугольника, образовавшегося под потолком. После окончательного выравнивания нужно затянуть болты на соединениях направляющих и закрепить их к потолку посредством Г-образных кронштейнов.

    Устройство приводного механизма

    Есть две основные версии балансирующего механизма — торсионный вал и натяжная пружина. Принцип действия у них идентичен, отличаются они только компоновкой.

    Итак, торсионный вал крепится в верхней части проёма независимо от других элементов ворот. Обычно вал имеет пару пружин и натяжных шкивов для левой и правой части проёма. На шкивах крепится трос, который опускается до самой нижней секции ворот, где оканчивается коушем, закреплённым на выступающем штифте или в петле кронштейна.

    Торсионный вал требует кропотливой сборки. В основном она включает регулировку по ширине проёма и скрепление двух половинок при помощи фланца. После установки нижней секции и крепления к ней приводного троса нужно выбрать слабину специальной регулировочной муфтой и с усилием затянуть стопорные болты.

    Пружинные натяжители имеют простой монтаж и закрепляются в нишах вертикальных направляющих, чаще всего их предварительная сборка выполняется на заводе. Трос имеет такое же крепление к нижней секции, как и торсионный вал, но регулируется иначе. Нужно отпустить «жимок», вытянуть слабину и снова затянуть болты.

    Окончательная регулировка осуществляется после полной сборки секционных ворот. В любой позиции при открывании секции не должны самопроизвольно перемещаться, оставаясь в одном положении. Если секции начинают опускаться, то натяжение торсионного вала усиливают, а пружинный натяжитель растягивают, перемещая фиксатор на новую позицию по заготовленным перфорациям.

    Навеска полотна

    Установка секций — простейший этап сборки ворот. Одна за другой они устанавливаются между направляющими, после чего на торцах крепятся болтами роликовые опоры. В ряде случаев укрепляющие стальные накладки уже установлены производителем, остаётся только присоединить к ним болтами небольшой кронштейн с роликом. При установке используется два комплекта фурнитуры — для левой и правой стороны — их нельзя перепутать, для чего комплекты специально помечаются буквами L (левый) и R (правый).

    Читайте также  Садовая скамейка для дачи своими руками: чертежи, размеры, фото

    Между собой секции скрепляются накладными петлями. Крепить их, как и опоры роликов, следует саморезами для сэндвич-панелей. Осталась лишь пара моментов: отрегулировать ролики, обеспечивая прижим секций к уплотнителю, а затем выставить верхнюю пару направляющих колёс, задающих движение на повороте при открывании.

    Завершение монтажа

    После того как смонтирована верхняя секция, в закрытом гараже без освещения нужно проверить ворота на наличие просветов. Щели могут быть между направляющими и стенами, часто просвечивается верхний узел примыкания и уплотнительные накладки в местах неплотного прилегания.

    Следует окончательно убедиться, что приводной механизм должным образом отрегулирован. Полотно ворот не должно самопроизвольно двигаться в любом положении.

    Если монтаж удовлетворяет требованиям, выполняется крепление запирающих механизмов, ручек и декоративных накладок на направляющие. Теперь секционные ворота готовы к многолетней эксплуатации.